Рим 8:15: "Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»"
"Слово "Авва" с арамейско-сирийского языка означает "папа". Слово "авва" трижды употреблено в Новом Завете, в том числе один раз Иисусом Христом при молении о чаше: "Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты". (Мк. 14:36) Здесь "авва" служит обращением, выражающим высшую форму доверия, искренней любви, сыновней покорности, а также дружеского расположения. Этим словом Иисус Христос, а вслед за ним апостол Павел (Рим. 8:15, Гал. 4:6) обращались к Отцу Небесному.
Магистр богословия Григорий Дьяченко отмечает, что особую силу фразе апостола Павла в Рим. 8:15 придаёт то, что рабам и невольникам не дозволялось обращаться «авва» к главе семейства. Такие богословы как Иоанн Златоуст, Феодор Мопсуестийский, Феодорит Кирский, жившие на территориях, где обращение «авва» сохранялось в быту, отмечают в своих комментариях к Рим. 8:15, что христианин обращается к Богу как ребёнок к отцу". (Википедия, Авва)
По мере своего духовного роста, я заметил в себе как менялось мое отношение к Богу. Помню, как на первых порах моей христианской жизни, я старался жить, исполняя Божьи заповеди исключительно из страха наказания (наверное бабушкины слова "Бог покарает" сказались). Потом, со временем, я стал исполнять заповеди чисто с позиции "зарплаты": буду исполнять Божьи заповеди, значит Бог изольет Свои благословения, а буду грешить, значит благословений не жди. И только потом, спустя определенное время, я уразумел глубину Ин 14:15: "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди." Я осознал тогда, что соблюдение Божьих заповедей это вовсе не обязаловка по отношению к Богу, а это акт моей любви к Нему. И если я говорю Ему, что я Его люблю, но живу по своему произволу и стихиям этого мира, то это чистейшей воды ложь (Ин.14:24;)
Одновременно с заповедями мне пришло и понимание послушания Его воле. Это понимание возникло из молитвы Христа в Гефсимании Лук.22:42; "говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет."
У Христа была Своя воля и Свои желания, но истинное Его смирение как Сына перед Отцом проявилось именно в том, что Он ДОБРОВОЛЬНО подчинил Себя Отцу. В этом и есть истинное сыновство каждого из нас.
К сожалению, не все верующие достигли уровня сыновства даже спустя долгие годы своего христианства. Одни застряли на уровне рабов в отношениях с Отцом, некоторые на уровне слуг и далеко не все перешли на уровень сыновства.
Первый уровень отношений, это когда христианин живет только для себя. У него есть свои личные планы, предпочтения, взгляды на жизнь. Он хочет жить так как хочет, ну может стараясь исполнять основные заповеди. Здесь особо жертвовать нечем. Его отношение к Богу, подобно отношениям между рабом и господином. "...раб не знает что делает господин его..." (Ин.15:15а;). Мышление раба, это мышление ВЫНУЖДЕННОГО послушания воле господина, потому что он хотел бы жить как вздумается, но его страшит страх наказания. "Я бы конечно напился или сблудил, но мне нельзя" - примерно так думает раб. А ещё есть люди, которые служат в церкви, но делают это не с радостью, а как подневольные рабы, которых заставили что-то делать. Богу такие "служения" вовсе не угодны.
На следующем уровне, на котором останавливается часть верующих людей, это уровень слуги. В отличии от подневольной позиции раба, которому ничего не платится за работу, позиция слуги, это позиция свободного человека, который что-то делает за плату по найму, то есть это позиция наемника. Его резонный вопрос "А что мне за это будет? Что я буду с этого иметь?". Мышление наемника, это мышление САМОЗАИНТЕРЕСОВАННОГО человека. На этом уровне, в большинстве своем уже не стоит вопрос исполнения заповедей, а стоит вопрос выгоды для себя: позиция, карьера, власть, признание, материальные выгоды. Этот человек ещё не заинтересован в планах Отца, а больше в своих личных планах. Такому человеку сложно отказаться от заманчивого предложения в служении и христианской карьере, если это сулит ему личные выгоды, но не всегда соответствует воле Божьей для него лично в данный момент времени. А если планы Отца не соответствуют его запросам, планам, устремлениям, интересам и целям в жизни, то он их просто заглушает в себе и отвергает, стараясь выдумать себе отговорку. Иногда очень даже "библейскую". А иной человек может даже служить в каком-то служении в церкви или даже поехать на миссию, но служа, он постоянно ждет награды: благославений свыше от Бога, признание и благодарность от людей. И если этого не будет, то он может огорчаться, впадать в депрессию и перестать служить Богу. Печально, что в Притче о блудном сыне, старший сын с уровня сыновства скатился на уровень слуги. Он пахал на отца, служил ему, но не был заинтересован в общих с отцом планах, не имел его сердца и любви к пропавшему и падшему брату (как это похоже на наше время в наших церквях!) И для рабов и для слуг в их понимании, Бог остается их Повелителем, чьи повеления они ОБЯЗАНЫ исполнять, хотя и из-за разных мотивов. А Повелитель это не Отец, не папочка, не Авва. Такое понимание Бога ограничивает наши отношения с Ним.
По сути, враг душ наших не против того, чтобы христиане жили на этих уровнях как рабы и слуги Бога, но он весьма против того, чтобы они перешли на следующий уровень в отношениях и в понимания Бога. Это уровень истинного сыновства. Ведь изначально Бог сотворил людей в позиции своих детей, а не как рабов и слуг, и Христос восстановил эту позицию через крестную смерть. Да, ангелы, в том числе и ранее сам сатана были сотворены именно слугами, но не более того. А человек был сотворен дитем Божиим по образу Самого Бога. Дети и слуги это очень разные позиции. Наследниками становятся именно дети, а не слуги. Вот почему сатана рад, когда люди сами себя низводят до уровня слуг и рабов, а то и ниже.
Уровень сыновства не предполагает никаких договоренностей, контрактов и вознаграждений. Мышление сыновства, это мышление БОГОЗАИНТЕРЕСОВАННОГО человека. Это уровень посвящения в планы Отца, когда Он открывает ему Свои планы. У них с Отцом становятся общими планы, когда христианин говорит Ему: "Отче, что хочешь, то и делай с моей жизнью. Мне не важно, что я сам хочу от этой жизни. Мне важно что Ты хочешь сделать через мою жизнь". Например, Бог хочет послать тебя миссионером на Колыму или в джунгли к какому-то племени. Понятно, что нормальному человеку ехать туда не хочется. Бытовые неудобства, нет интернета, насущные нужды и прочее... Лучше на Гавайи миссионером или на крайний случай на Черное море. Но люди нуждаются в спасении и там, где неудобно, холодно и угрюмо, и Бог в этих людях тоже крайне заинтересован. И ты принимаешь решение ехать туда, куда ведет Бог и делать то, что Он хочет от тебя. И это всё добровольно.
Истинное сыновство из Гефсиманской молитвы Христа в Лук.22:42; отвергает личные пожелания и принимает планы Отца как свои личные. Это уровень безграничной любви и преданности между Отцом и Его детьми без всяких условий и ультиматумов. И абсолютный уровень послушания Ему вплоть до самоотречения. Но Бог не ломает нашу волю и никогда не будет заставлять кого-то что-то делать для Него через силу. Даже проповедовать Евангелие соседу. Но тогда, когда мы достигаем этого уровня сыновства, тогда мы всё это делаем для Него с великой любовью и радостью, не ожидая взамен ни от кого ничего. Он нам говорит и мы сразу же говорим Ему: "Вот я! Пошли меня!" Это и есть Авва-уровень, когда Он действительно для нас Папа, Папочка, Которого мы любим не только словами и поступками, но и добровольным послушанием Его воле, подчинив себя Ему и готовые сделать для Него всё, что в наших силах только по одной единственной причине: Любви к Нему и желанию прославить только Его Одного через свою жизнь, семью и служение.